Наша большая "пакетная" экскурсия в Гоа

Продолжая осваивать неосвоенные доселе места штата Гоа, мы в одно раннее и холодное утро большой компанией, состоящей из Ани, ее родителей и ее подруги-экскурсовода (тоже Ани) отправились на экскурсию. Экскурсия эта хорошо знакома всем русским и не очень туристам, приезжающим в Гоа. Она включает в себя поездки на водопад Дудхсагар, плантацию специй и в старую часть штата, сохранившую в себе следы колонизаторов и называемую Old Goa.

Мы ни в одном из этих мест почему-то раньше побывать не удосужились, поэтому с интересом отправились исправлять сие недоразумение.

Из Арамболя до водопада Дудхсагар, расположенного в южной части штата, ехать предстояло около 1,5 часов. Дабы успеть приехать раньше остальных туристов выехали мы буквально с первыми петухами. Столь ранний подъем был настолько непривычен для наших изнеженных организмов, что мы всю дорогу ехали, тщетно борясь с желанием задрыхнуть до самого обеда в этом самом такси.

Водопад находится в зоне заповедника, тропы там извилистые, временами приходится практически переплавляться через небольшие речки. Посему такси и любые легковые машины остаются ждать у входа, а туристы дружно пересаживаются в специальные джипы, на которых, подпрыгивая на многочисленных кочках добираются до заветной цели.

Уже на подъезде стало очевидно, что торопились мы совершенно напрасно - толпы жаждущих впечатлений туристов из южного Гоа прибыли раньше нас и уже застопорили узкий проход, останавливаясь на каждом шагу для торжественных фотосессий из серии "Я и камень", "Я и дерево". Мы, впрочем, не стали отставать и тоже запечатлелись на фоне заповедных красот.=)

Примечательно, что абсолютное большинство туристов оказалось русскими, если не по месту жительства, то по духу.

Дух вчерашних возлияний и сегодняшних утренних опохмелов витал на каждом шагу. Помятые физиономии соотечественников жадно устремлялись к прохладной водичке озера у подножья водопада, дабы взбодриться и набраться сил для дальнейших подвигов.

К тому времени,как мы наконец добрались до этого самого водопада, в озере уже плескалось такое количество восторженных тел, что подойти к воде представлялось делом не самым безопасным.

В озерце ко всему прочему живет семейство каких-то довольно крупных карпов, которых по традиции (как нам рассказала наша проводница) русские мужчины пытаются поймать руками. Бедным карпам из озерца деваться особо некуда, поэтому они выпрыгивают из воды и всячески увиливают от столь дружеских объятий. А мужчины, чувствуя себя, вероятно, как минимум, робинзонами, для которых эта несчастная рыбка - последний шанс выжить, продолжают свои забавы.

Еще одно местное развлечения - подкормка страдающих от наглости маленьких привередливых обезьянок.

Всех туристов заранее предупреждают о такой уникальной возможности, на входе продают специальные бананы и помидоры(только для обезьян!). Но избалованные вниманием зверушки помидорами брезгуют, а бананы берут через раз.

В общем, водопад высотой около 310 метров действительно довольно симпатичный, особенно в сочетании с мостом и железной дорогой.

Но сильных восторгов у нас он не вызвал. Разные источники пишут, что в сезон дождей он становится активнее и тогда, вероятно, оправдывает свое название "Молочный океан"(так переводится с языка маратхи название Dudh Sagar). Однако двигаемся дальше.

Следующим пунктом маршрута идет шрам Ганеши.

По дороге девушка Аня - наш экскурсовод - рассказывает много познавательной информации по теме индуизма и индийских традиций в целом.

Вообще, ее комментарии и рассказы в этой поездке, наверное, самое ценное, что я получила. Многое из того, что давно хотела узнать, но все недосуг было найти и прочитать самостоятельно. Большое ей за это спасибо!=)

Итак, Ганеш - один из главных богов индуистского пантеона. Бог мудрости, благополучия, способствует процветанию в бизнесе и торговле.

Ни одна торговая лавка или гостиница в Индии не откроется без предварительного внесения статуи Ганеши в помещение и обращения к нему за покровительством. В каждом индийском такси на приборной панели (где у российских таксистов издавна поселились освежители воздуха или кивающие собачки) обязательно восседает этот милый и симпатичные бог с головой слона.

В индуистские храмы не часто допускаются туристы - как правило, только в те, с кем заранее договариваются туристические компании (ну, или если ты заходишь по приглашению, как было с нами в Раджастане). Так что возможность лишний раз лицезреть сказочные изображения таких многоликих и притягательных божеств - само по себе радость.

Дальше - "Плантация специй", как гласят путеводители и многочисленные экскурсионные брошюры. Но если у вас при слове "плантация", как у меня, возникают в голове бескрайние поля, засаженные специями, то вы будете немного разочарованы. На самом деле здесь создано нечто вроде ботанического сада, небольшая территория которого плотно засажена разными ценными и не очень растениями. Но, обо всем по порядку.

У входа нас встречает вот такая лиана с гроздьями маленьких шариков. Как в той загадке про смородину - "- черная? - нет, красная - а почему белая? - потому что зеленая".

Встречайте - черный перец!

Зеленые плоды - незрелые еще - используют в качестве самостоятельной приправы и маринуют, а также берут за основу для изготовления всем известного нам черного перца. Делается это так.  

"Для того, чтобы их очистить и подготовить к сушке, плоды быстро обваривают в горячей воде. Тепловая обработка разрушает клеточную стенку перца, ускоряя работу энзимов, отвечающих за «побурение». Плоды затем сушат на солнце или при помощи машин в течение нескольких дней. За это время оболочка плода усушивается и темнеет вокруг семени, образуя тонкий сморщенный слой чёрного цвета. Высушенные таким образом плоды называются горошинами чёрного перца. Чёрный перец употребляется и цельными горошинами, и молотым — как отдельная приправа, так и в самых различных смесях"(Wikipedia).

Из этих же недозрелых горошин черного перца (пока он еще зеленый) делают еще и белый перец (вот уж совсем абракадабра получается).

"Обычно для получения белого перца зрелые плоды замачивают в воде приблизительно на одну неделю. В результате замачивания оболочка плода разлагается и размягчается, после чего её отделяют и сушат оставшиеся семена. Белый перец имеет светло-серый цвет, обладает более тонким вкусом, благородным и сильным ароматом. Эта пряность имеет почти такое же применение, как и чёрный перец."(Wikipedia)

Если какие-то горошины после всего этого уцелеют на веточке и умудряться дозреть, то станут красными - их, как и зеленые употребляют в свежем виде. Проходим сие многофункциональное растение и идем дальше.

Танцуйте, девочки - на нашей улице праздник! Лиана слева - ванилька в природном ее виде.

К сожалению, жительница она тут не коренная,завозят из-за морей. Сейчас у нее не сезон, поэтому красивых белых цветов вы не увидите. Но вот вам стручок, он еще пахнет.

А следом идет  самый натуральный самогонный аппарат для приготовления напитка с милым именем Феня (из кешью).

Система осталась для меня не окончательно осознанной, так что поведать я вам ее не могу. Но феню потом за обедом таки попробовали - от кешью там не осталось и следа, один вонючий спирт.

Растут ананасы на грядках садовых..

И чай каркадэ за углом нависает..

Трава лемонграсс, хорошо знакомая всем любителям тайского супчика Том Ям. 

Освежающий приятный вкус, так и хочется забрать себе пару кустиков, чтобы дома пахло.

А тут дядя наглядным образом учит сворачивать любимые индийцами (да и многими приезжими) экзотические мини-сигаретки - Биди.

Внутри - табак, смешанный с любыми травками, какие под рукой окажутся, снаружи - лист коромандельского чёрного дерева (на хинди называется тенду или тендурини — лат. Diospyros melanoxylon).

Все это безобразие перевязывается разноцветными нитками (национальный все же колорит) и стоит около 20 рупий за упаковку. Дешево и очень сердито.

Тут же гиды по очереди учат свою паству своих  туристов, как правильно сворачивать опять же сугубо азиатскую наркотическую вкусняшку - листья вечнозеленого растения бетель с наполнителями. 

"Бетель — жеватель­ная масса, для приготовления ко­торой берут свежий лист перца бетеля — Рiреr Betle L.(сем. перцо­вых), на него поме­щают тонко нарезанные ломтики семян (орехов) пальмы ареки, ду­бильный экстракт малайской ака­ции и известь. Все заворачивают в лист, кладут за щеку и медленно жуют. При этом ни в коем случае не следует  глотать слюну, а то можно посадить желудок. Жела­тельно часто сплевывать.

Активным веществом смеси яв­ляется ареколин (метил-1,2,5,6-тетрагидро-1-метилникотинат) — эфирное масло, которое извлекается из ореха в щелочной среде под действием слюны и извести. Листья бетеля содержат биологически активные компоненты чавикол, аллилпирокатехол, чави-бетол, кадинен. Ареколин — холинергический алкалоид, родствен­ный мускарину из красных мухоморов. Он стимулирует нервную систему, обостряет память, учащает дыхание и уменьшает общую на­грузку на сердце. Действие напо­минает оное от небольшой дозы эфедрина — лёгкость в конечнос­тях и голове. В таком состоянии хорошо… трудиться. Эффект про­должается до пяти часов и завершается без «отходняка».

Последствия: Пристрастие к бетельной жвачке разрушает зубы и, в конце концов, провоцирует рак полости рта.

(спасибо сайту http://vrednovosti.com за подробную информацию и фото краснозубого парнишки, нажевавшегося бетеля)

Помнится, когда мы в прошлом году путешествовали по славному острову Шри-Ланка, кроваво-красная слюна, которую выплевывали почти все водители автобусов, кондукторы и уличные торговцы приводила меня в состояние вселенского ужаса. Тогда, еще не зная о существовании такого вот растения, я была уверена в наличии у них всех какой-то очень страшной болезни, вызывающей во рту столь сильные кровотечения и судя по количеству "больного" народа - явно заразной. К счастью, кто-то еще тогда меня удосужился просветить по этому вопросу, так что в Индии я уже почти перестала обращать внимание на полузасохшие алые лужицы на тротуарах. =)

А вот этот тоненький и хиленький невзрачный кустик с прибитыми для красоты на гвозди желтыми цветочками - старинное и самое священное после лотоса растение в Индии - Туласи, или Тулси (Священный базилик).

"Тулси способствует раскрытию сердца, ясности ума, наделяет энергией любви и божественной преданности. Оно, как говорили в Индии еще пять тысяч лет назад, улучшает память, укрепляет нервные ткани. Тулси благоприятно во всех отношениях и исполняет все желания. Утверждают, что в доме, где растет это дерево, никогда не будет проблем, и ни один злой дух к нему не приблизится. Силу этого растения связывают с богом Вишну. Оно усиливает веру, сострадание и ясность ума.

Из его стеблей делают четки, а употребленный внутрь он дает божественную защиту, очищает ауру и укрепляет иммунную систему. По легенде, базилик содержит семя Шивы, которое наделяет силой чистого сознания. Присутствие живого базилика в виде комнатного растения рекомендуется в каждом доме для очищения жизненного пространства.

О чудесных деревьях тулси в Индии сложены легенды. По-русски их имя означает «несравненный", и из древних трактатов следует, что эти деревья могут помочь решению всех проблем. Как индийцы шутливо, но все же с полным основанием говорят: "от космических до косметических".

Следом по курсу маленький, но очень злой перчик Пири-пири.

Открыт португальцами в Африке и завезен в Индию. В несколько раз острее перца чили, используется для приготовления любимого португальцами одноименного соуса из разряда "вырви глаз" .

Принюхиваемся к мукатному ореху.

Экскурсовод Аня дает по секрету всем присутствующим женщинам рецепт семейного счастья - в каких пропорциях надо добавлять его в еду мужу, чтобы он, в зависимости от ваших коварных целей, крепко уснул или наоборт, совсем не спал. =)

Тадададам!! Мое самое сильное впечатление дня - коричное дерево!

Возможно, что-то в своей жизни я упускаю, но отчего-то я никогда не задумывалась, откуда берется корица. Ну есть она и есть - бывает в палочках, а бывает молотая. Но вот так - просто подойти к коричному ДЕРЕВУ, обнять его, понюхать, оторвать кусочек коры и пожевав, почувствовать с детства знакомый вкус и запах - это было нечто. =)

А вот так, буквально из-под земли, достают еще одну специфично индийскую приправу - куркуму.

Она лежит в основе традиционной смеси приправ -карри и используется в качестве естественного красителя для придания блюдам приятного желтого цвета. Ну и зверски полезная, конечно, не без этого;)

Кардамон - частая составляющая индийских сладостей. Пахнет чудесно, растет у самых корешков. 

Ну и напоследок - Джек-фрут, или индийское хлебное дерево - самый противоречивый из всех известных человечеству фруктов. Популярен во всей Юго-Восточной Азии.

"Джекфрут широко используется в местной кулинарии, как спелый, так и незрелый. Незрелые плоды используют как овощи — их варят, жарят и тушат. Спелые плоды едят в свежем виде, из них делают салаты и десерты. Плоды джекфрута очень питательны и содержат около 40 % углеводов — больше, чем в хлебе. Поэтому (и из-за дешевизны) джекфрут в Индии называется «хлебом для бедных».(Wikipedia)

Противоречивый - потому что запах его напоминает смесь совсем  неаппетитных ароматов отходов  и лука, тем временем как мякоть, по заверениям очевидцев, сладкая и очень вкусная. Мы, к своему стыду, за долгое время пребывания в Азии так и не рискнули его попробовать, так что за правдоподобность этих заверений не ручаюсь. Если когда-нибудь мы на это решимся - обязательно поделюсь ощущениями.=)

После этой, весьма познавательной, экскурсии - обед из традиционных индийских блюд, включенный в стоимость.

Дал, рис, тушеные овощи и лепешка на закуску - шведский стол, ешь сколько влезет. Жареная рыба - только по одному кусочку, стопочка фени и чашечка чая - опционально.

После сытного обеда полагается, как известно...нет, не поспать, а продолжить мучения ознакомление с достопримечательностями.  

Итак - последняя остановка - Old Goa - старый район, расположенный недалеко от столицы штата города Панаджи, освоенный и преобразованный по своему вкусу колонизаторами-португальцами.  

Опасаясь за достоверность сведений, отложившихся после экскурсии в моей памяти, приведу информацию из более достоверных источников. Фотографии все наши, а текст взят с форума   http://ogoa.ru/, где его разместила девушка-экскурсовод. Надеюсь, автор текста не будет кидаться в меня камнями за такой плагиат. Спасибо ему за проделанную работу. =)

Итак.

"Олд Гоа был столицей с 1510 по 1847 год. В период расцвета его население превышало население Лондона и Лиссабона. К концу 17 века из-за постоянных эпидемий холеры, малярии и других неприятных тропических болезней португальцы стали подумывать о переносе столицы в другое место, понемногу разобрали дома на стройматериалы и перекочевали на 10 км на запад, в нынешнюю столицу Панаджи, находящуюся, как и Старый Гоа, на берегу реки Мандови. Сейчас лишь несколько церквей напоминают о былом величии Золотого Гоа.

Католические храмы и соборы Старого Гоа внесены в фонд Всемирного наследия Юнеско. Церкви постоянно реставрируются, в некоторых из них проводятся службы.

Старый Гоа известен всему католическому миру, поскольку он связан с миссионерской деятельностью святого-покровителя Гоа Франциска Ксаверия, ближайшего сподвижника св. Игнатия Лойолы, основателя ордена иезуитов (Общества Иисуса). (По-русски все же правильно именно Ксаверий, латинская транскрипция,а не Фрэнсис Ксэвиер иле Франсишку Хавьер). 
Игнатий Лойола придумал фразу «Цель оправдывает средства», и вообще орден иезуитов усердно способствовал деятельности Святой инквизиции. Не следует путать кровожадного св.Франциска Ксаверия со мягким и добросердечным св. Франциском Ассизским, который жил в 13 веке, проповедовал птицам, так как больше никто не хотел слушать, основал орден францисканцев и придерживался отречения от мирских благ.

Нетленные мощи святого покоятся в базилике Бом Иисус (базилика Доброго Иисуса, или Иисуса Милосердного, Bom Jesus Basilica). Базилика находится в самом центре старого Гоа, где останавливаются автобусы.

Строительство базилики продолжалось 11 лет, с 1594 по 1605 гг. Для сравнения, собор св. Екатерины строили около 90 лет. Думаю, такая нетипичная для индусов оперативность связана с благотворным влиянием инквизиции. Базилика, как, впрочем, и большинство гоанских церквей, построена из латерита, фасад сделан из гранита и сочетает в себе элементы ионического, дорического и коринфского архитектурных ордеров.

Планы гоанских церквей чаще всего крестообразные. В алтарной части находятся главный алтарь и заалтарный образ, рередос.

Заалтарный образ бывает украшен резьбой или росписью. На рередосе базилики изображен в полный рост Игнатий Лойола, смотрящий на Святую Троицу.



Практически все церкви португальцы строили на местах разрушенных ими индуистских храмов.

В 1542 году, в возрасте 35 лет, Франциск Ксаверий прибыл в Гоа с миссией распространения христианства на востоке. Прожив в Гоа около года и обратив огнем и мечом в истинную веру тысячи язычников и еретиков, он отправился со своей мега-миссией дальше. В 1552 году на одном из китайских островов он скончался. Сопровождающий его прислужник засыпал его тело в гробу известью и похоронил. Позже его останки были эксгумированы и оказалось, что ни тление, ни известь им не повредили. Спустя 2 года их перевезли в Гоа, дабы упокоить в освященной земле. В увлекательной брошюрке о жизни святого, которую я нашла на алтаре в базилике, была описана процедура освидетельствования мощей на предмет причисления Фр. Ксаверия к лику святых. 2 брата-иезуита в присутствии лейб-медика правившего в Гоа португальского вице-короля приметили, что в груди Франциска зияет какая-то дыра. Любопытный иезуит ткнул туда пальцем, и из дыры потекла алая кровь. Все возликовали, сочли это Божьим чудом, и подумали, что неплохо бы Франциска канонизировать. Также в брошюрке было написан адрес, по которому заинтересовавшимся обещали предоставить более подробную информацию о гуру св.Франциска - Иисусе Христе.

Следуя непонятному пристрастию католиков к расчлененке, у трупа были удалены правая рука, обе лопатки и внутренние органы. Эти части тела распределили между католическими соборами Юго-Восточной Азии. Сейчас кости находятся в базилике, в стеклянном ящике между алтарем и усыпальницей с нетленными мощами. Останки в серебряном гробу помещены в трехъярусную гробницу, выполненную из мрамора и яшмы (она находится справа от алтаря).


В 1622 г. Франциск Ксаверий был таки причислен к лику святых.

Мощи святого демонстрируются верующим 1 раз в 10 лет, в декабре, в годовщину его смерти. В последний раз это было в 2004 г. и Олд Гоа посетило более миллиона паломников. На труп можно посмотреть только сквозь крышку хрустального гроба. Говорят, что это связано с тем, что какая-то набожная прихожанка в порыве религиозного экстаза не сдержалась и откусила Франциску палец ноги. Но и без того мощи выглядят достаточно неприглядно, их зверские фотографии висят на стенах базилики.

Через дорогу от базилики стоит Собор Се, или Собор Святой Екатерины (Se Cathedral) – крупнейшая христианская церковь Юго-Восточной Азии.

Собор посвящен Святой Екатерине Александрийской.

Это связано с тем, что войска Альбукерке захватили Гоа 25 декабря 1510 года, в день Святой Екатерины. Заалтарный образ, рередос, украшен картинами жизни и мученичества святой.

Здание построено в португальско-готическом стиле, с тосканским экстерьером и коринфским интерьером. Собор начали строить при португальском вице-короле Редондо, который замыслил построить «грандиозную церковь, отражающую богатство, мощь и славу португальцев, владеющими всеми морями от Атлантического до Тихого океана».


Огромная площадь перед собором, Террейро де Сабайо, некогда предназначалась для проведения аутодафе (если кто не знает, это переводится как акт веры, торжественная церемония оглашения приговоров суда инквизиции).

Начало аутодафе провозглашал Золотой колокол, находящийся в единственной сохранившейся башне собора (раньше их было 2, но 1 рухнула).

В третьей справа капелле находится чудотворный растущий крест. Дескать, веке так в 17 некий набожный пастух выстругал крест, и ему явился самолично Господь наш Иисус Христос. Все удивились такому чудо-знамению и монахи-доминиканцы решили построить по этому случаю специальную церковь для такой святыни. Построили, глядь - а крест-то в двери не пролезает. Потому как покамест церковь строили, он увеличился в размерах до Голгофского креста. Пришлось двери пошире прорубать. Верующие подпиливали крест и отрезали от него кусочки, а он все рос и рос. И по сей день растет. В 18 веке в Гоа запретили все монашеские ордена, церковь пришла в запустение и крест перенесли в собор Се. Считается, что ежели до креста дотронуться и загадать желание, то оно непременно исполнится, поэтому он вызывает у туристов неподдельный интерес. 

За собором, в бывшем домике архиепископа, находится галерея современного христианского искусства. По гоанским меркам это означает множество однотипных портретов улыбающегося и розовощекого Господа нашего, выполненных в стиле «Дружище Иисус» и «Католичество - это круто».

За галереей стоит немного обветшалая, но очень славная церковь Св.Франциска Ассизского (Church of St. Francis of Assisi), построенная братьями-францисканцами в 1619 году.

Собор находится в процессе реставрации, стены украшены сценами из жизни Франциска Ассизского, а пол выложен надгробными плитами с фамильными гербами знатных португальцев. Часть росписей беспощадные индусы закрасили розовенькой краской, чтобы было нарядно.

На этой религиозно-архитектурной ноте и закончилась наша большая  экскурсия в Гоа.

В заключение можно сказать - такие экскурсии вещь, может быть, и весьма полезная (мы явно узнали гораздо больше, чем ежели отправились бы в эти места самостоятельно с путеводителем наперевес), но все же очень утомительная. В свободной форме мы бы наверняка и встали попозже (а посему были бы гораздо бодрее и внимательнее), и, скорее всего, разделили бы достопримечательности на несколько дней, дабы не переутомляться.

Но для тех, кто приезжает в  новые места ненадолго, в рамках, к примеру, недельного отпуска, такие вот поездки - единственная реальная возможность посмотреть много за короткие сроки. А вопрос - нужно ли вам такое количество новой информации в вашем отпуске - решает каждый для себя сам. Мы для себя в дальнейшем будем выбирать по возможности все же максимально самостоятельные экскурсии. 

За сим разрешите откланяться, ибо уж очень длинный получился рассказ.

Спасибо, что вы нас читаете!  

До новых встреч=)

18 февраля 2013, 15:54 | Ksenia Lobachevskaya

  • 2639

Комментарии (5)

  1. ELIS 06 февраля 2014, 14:27 # 0
    Очень познавательно съездили, молодцы! Особенно понравилось про ботанический сад, хоть посмотреть как это все растет-цветет!, здорово! Ну, про бетель- я вообще упала: какую дрянь люди жуют, да еще и плюются. А крест растущий- это который на отдельном фото? он вроде не в церкви стоит, или это не тот?
    1. Aetheria Sagia 06 февраля 2014, 14:28 # 0
      интересно) и правда, информации море) теперь мечтаю пообниматься с коричным деревом и вырастить тулси))

      а поразило про откушенный прихожанкой палец. бе!
      1. Юрий 06 февраля 2014, 14:33 # 0
        и я там был… и все то же видел… И это, таки-да, правда. Добавлю только услышанное мной от экскурсовода о мощах св.Франсиска. Его тело несколько раз хоронили, несколько раз теряли по пути из Китая в Гоа. Корабль, на котором везли его тело утонул… Затем тело высушили, нечаянно поломали, а именно: свернули шею и отломали руку. Нутро съели черви, что отчетливо видно на публикуемых фото возле его гробницы, а также на представленных здесь фото — присмотритесь.
        1. Юрий 06 февраля 2014, 14:34 # 0
          и еще примечательно — присмотритесь к фото — барильеф Игнатия де Лайолы стоит своими сапогами на маленькой кукле, одетой в белую одежду. Это Иисус.
          1. Юрий 06 февраля 2014, 14:34 # 0
            и на счет фени (самогон из кешью) — штука вонючая, градусов 30 и быстро вставляет, т.к. очень жарко. Пить нужно залпом не дыша. вдохнуть можно после того, как оная жидкость упала в желудок. закусывать бесполезно, разве что кордамоном (хорошо нейтрализует запахи). нужно долго жевать коробочку с семенами. Такой вот индийский анти-полицай. Из моего опыта: ГАИшники не реагируют на запах.