Меконг – самая крупная река на Индокитайском полуострове. Беря свое начало в Тибетском нагорье, она проходит через такие государства как Китай, Лаос, Камбоджа, Таиланд, Вьетнам и впадает в Южно-Китайское море.
Дельта (то есть низменность в низовьях реки с разветвленной сетью протоков) образует особую миниэкосистему с плодородными почвами, поэтому зачастую является центром земледелия и торговли.
Дельта реки Меконг включает в себя четыре крупных рукава-ответвления с многочисленными протоками. На ее берегах образованы рисовые поля, урожай с которых, вместе с разнообразными фруктами, регулярно вывозят на плавучие рынки.
Экскурсии в дельту Меконга бывают однодневными и многодневными (с проживанием в гостевых хижинах на островах и посещением плавучих рынков). Мы решили ограничиться однодневной экскурсией, чтобы осталось время еще раз побродить по Сайгону.
Билеты на экскурсии очень просто купить в мини-туристических агентствах, в большом количестве расположенных на той же «туристической» улице - Фам Ню Лао.
10 американских долларов на человека - и тебя обещают возить на лодках и мини-автобусе, кормить обедом и экзотическими фруктами, услаждать твой слух национальными песнопениями и рассказывать истории про местные обычаи.
Разве устоишь?
И вот в какую-то дикую по нашим меркам рань (что-то в районе 7 часов вьетнамского утра) мы, слопав на ходу по ход-догу из ближайшего супермаркета, едем в компании разношерстных туристов и одного вьетнамского гида в эту самую дельту Меконга.
Гид оказался очень веселым и общительным парнем лет 25, отлично говорящий по кхм..американски. Год назад он приехал с длительного (кажется, около года) обучения английскому языку в США, так что акцент у него получился соответствующий. Он поведал нам, что знание английского во Вьетнаме – большой плюс для карьеры, поскольку большинство прилично оплачиваемых вакансий связано именно с туризмом.
Всю дорогу он рассказывал нам разные интересные факты про жизнь во Вьетнаме, так что ни заскучать, ни уж тем более поспать нам не удалось.
Вот некоторые из тех самых фактов – то, что нам удалось запомнить.
- Про могилы на рисовых полях.
Часть дороги пролегала среди широких рисовых полей и то тут, то там встречались странные сооружения, не поддававшиеся нашей визуальной классификации. Естественно, возник вопрос к местному уроженцу. Оказалось, что это – сохранившиеся свидетельства древней традиции захоронения. Крестьяне, живущие выращиванием риса, не разделяли свои владения заборами или чем-то подобным. И, чтобы пометить хоть как-то свою территорию, они устанавливали массивные могильные плиты в качестве своеобразных пограничных столбов. Сейчас сложно оценить целесообразность и морально-этические аспекты этого ритуала, но, вероятно, на тот момент это было вполне уместно.
- Про транспорт
Не зря во Вьетнаме среди всех видов личного транспорта лидирует именно мотобайк (скутер, реже - мотоцикл). Оказывается, прибрести автомобиль могут себе позволить только очень богатые вьетнамцы. Для того, чтобы приобрести автомобиль, вьетнамцу для начала необходимо заплатить налог около 120%, после этого (или в процессе) попытаться сдать экзамен на получение водительских прав (который намеренно усложняют). И в довершение всего – исхитриться найти место для парковки своего четырехколесного друга, что сделать нисколько не проще.
Поэтому простые граждане предпочитают не заморачиваться и покупают доступные скутеры и вполне довольные катают на них всей семьей из четырех человек (благо, компактная комплекция вьетнамцев позволяет это сделать).
- Про образование
Сегодня во Вьетнаме существует достаточно небольшое количество ВУЗов – всего около 115 (для сравнения, в России только без филиалов насчитывается более 1000 университетов и институтов). Поэтому высшее образование считается очень престижным и доступно далеко не всем. Кроме того, в последние годы четко наметилась тенденция отправления отпрысков более-менее зажиточных семей западные страны, чаще всего в США и Великобританию. Но уж для тех, кто получил образование, можно сказать, все двери открыты – им рады на любом крупном предприятии и в международных компаниях.
Еще мы узнали о том, что и сегодня между молодыми людьми, желающими вступить в брак, существует традиция сватовства и предварительного соглашения между родителями, а также о том, что через границы Вьетнама со стороны Камбоджи регулярно провозится в больших количествах оружие, что не секрет даже для простых жителей.
В процессе поездки мы останавливались на перекур-перерыв на маленьком заводе по производству лаковых тарелок и картин из перламутра.
Эти вещицы – один из самых популярных сувениров из Вьетнама и продаются они во всех городах, так что мы, восхитившись красотой и разнообразием изделий, решили не загружать себя лишними вещами перед дальней дорогой и оставили покупку тарелок на последние дни перед отъездом.
Хотя сам процесс изготовления, к примеру, картин из перламутра, действительно очень занимателен.
Рукодельницы и рукодельники сидят рядочком и передают как на конвейере несколько вещей. Один вырезает на дереве силуэт, другой соскребает с морских раковин перламутр, третий втирает его в нужных местах в порезы на дереве, четвертый шлифует и поправляет все это, пятый лакирует и так далее.
Работа идет слаженно и бодро, тишину нарушают только назойливые туристы, время от времени вваливающиеся в помещение и глазеющие по сторонам.
За познавательными разговорами такими небольшими экскурсиями мы и прибыли к причалу реки Меконг.
Экскурсия по островкам и весям Меконга довольно популярна, так что от мостков регулярно отчаливают вот такие быстроходные моторки с иностранцами.
Вообще программа была довольно-таки предсказуема, а желание деревенских жителей заработать на богатеньких туристах логично порождало такие неожиданные развлечения вроде «подержать сетку из улья вместе с пчелами» или «обняться с питоном».
Это все, как и проба местного мёда с засахаренными фруктами, впрочем, предоставлялось бесплатно, однако приобрести образцы меда, фруктов или оставить пожертвования певцам-музыкантам все же предлагалось.
Впрочем, самые экономные могли действительно не вынимать кошелька – все происходило на добровольной и вполне дружелюбной основе.
Периодически мы пересаживались на более мелкие и маневренные лодочки, управляемые ловкими вьетнамскими женщинами, и плыли по узкому каналу, разглядывая диковинные плоды «водяного кокоса».
Посетили мини-фабрику по производству конфет из кокоса.
Сложная технология состоит из нескольких этапов – получение стружки, выжимание сока, вываривания мякоти, и раскатывания огромного блина, а сами конфетки по консистенции получаются очень похожими на ириски.
Включенный обед вполне ожидаемо не блистал - жидкий скучный супчик и такой же салатик с рисом.
За отдельную же плату предлагался широкий выбор из разных диковинных блюд. От странной змей и игуан до голубей и …белочек..=((
Такое меню у нас аппетита не прибавило, поэтому мы выпили по кокосу и просто расположились в теньке на послеобеденный отдых.
Вот и все. После этого мы отправились в обратный путь, на котором кто-то покупал сувениры, кто-то жевал конфетки, а кто-то почти дремал от переизбытка свежего воздуха и впечатлений.
В целом эта экскурсия - отличный способ провести денек за городом после шатаний по загазованному Хошимину, но сильных восторгов ожидать не стоит.
Хотя мед был все-таки вкусный, это правда. :)
Бонус: песнопения вьетнамских женщин и сплав по реке.
Стать подписчиком
Получайте наши новые посты прямо на почту. Обещаем не спамить!