Новость о том, что мы едем на индуистский праздник к родственникам жены Санни в район Sikar вечером 28 октября не была внезапной.
Внезапным было то, что едем мы туда сегодня ночью. Ночью, наставшей после увлекательного, но утомительного верблюжьего сафари, а также очень сытного и расслабляющего ужина, приготовленного женой Санни. Именно этой ночью, до которой осталось каких-то жалких 4 часа.Но тут уж не ничего не попишешь - дарёному коню в зубы не смотрят. Когда пригласили -тогда и езжай. Мы и поехали.
Итак, три часа ночи. Ночной холод, темнота, бродячие коровы дрыхнут по обочинам, странствующие садху - у ворот ашрама рядом с нашим гестом, а мы грузимся в такси, одновременно пытаясь согреться, компактно рассесться и при этом не проснуться окончательно.
В вытянутом в длину такси какой-то японской марки умудрилось разместиться аж 8 человек (включая водителя) и два ребенка. Дорога оказалась не только дальней, но и изобилующей ямками, кочками и просто ненормальным количеством поворотов. Некоторым членам нашей команды поплохело еще в самом начале, я держалась до последнего, но и меня эта участь не миновала.
Чтобы понять весь непередаваемый кайф от той поездки надо отметить, что я была еще и простужена на той противной стадии, когда еще кружится голова и текут сопли. Так что к тому моменту, как мы прибыли в место назначения, меня уже в пору было просто ложиться трупиком где-нибудь под баньяном, а вовсе не знакомиться с многочисленным индийским семейством.
Как бы мне ни хотелось просто лечь и тихо помереть, пришлось собрать все оставшиеся силы и волю в кучу и постараться запомнить все имена-пароли-явки (точнее, узы родства всех наших новых друзей). К счастью, после официального знакомства и пристального друг друга разглядывания почти все вернулись к своим делам, предоставив нам возможность немного прийти в себя и оглядеться.
Правда, пять минут спустя Чави (дочка Санни), это веселое и очень общительное создание, с которым мы подружились еще во время Camel Safari, схватила меня за руку и повела знакомить со всеми своими братьями-сестрами-тётями-дядями лично.
По дороге я честно старалась не падать и по возможности улыбаться, но уже на третьем брате позорно сдалась на милость домочадцев, прося тихого убежища с горизонтальной поверхностью хотя бы на тридцать минут. Милые женщины надо мной сжалились и гостеприимно предложили одну из комнат с огромной кроватью. Я закуталась в свою шаль и выпала из процесса аж на полтора часа.
Тем временем в доме происходили интересные дела. Но для того, чтобы было понятно, что именно происходило, необходимо немного ввести вас в курс дела.
Я уже упоминала, что мы приехали в один из важных индуистских праздников, называется он Sharad Purnima.
"Шарад Пурнима — это праздник урожая, отмечаемый в день полнолуния месяца Ашвин. Сезон дождей закончен, и яркость полной луны приносит особую радость. Это традиционное празднование также называется Каумуди, что означает "лунный свет". Повсюду совершают церемонию поклонения (пуджу) богине Лакшми. Существует поверье, что в эту ночь Лакшми ходит от дома к дому, одаривая благословениями бодрствующих. Поэтому люди всю ночь сидят при лунном свете, прославляя песнопениями Богиню.
Для индуистов Богиня Лакшми олицетворяет собой - удачу и процветание. Слово "Лакшми" происходит от санскритского слова "Лакшйа", что означает «стремление» или «цель», и таким образом Она является Богиней богатства и процветания, как материального, так и духовного."
Так вот семейство это оказалось не простое, а из касты брахманов (священнослужителей). И все священные дни и праздники для них - особое торжество.
По традиции один из мужчин рода обязательно должен заниматься духовными службами. В этой деревне живет четыре таких семьи и ежегодно представитель одной из семей (по какой-то специальной очереди) отправляется жить на весь год в древний храм Jeen Mata Temple, который расположен в этом же поселении. Целый год он совершает все необходимые обряды во время многочисленных праздненств, молится и держит посты. На этот год его семья и род становятся самыми главными в деревне, поэтому миссия эта почетна, а исполняющие ее мужчины очень уважаемы.
Как вы уже наверное догадались, именно в этот год "наша" семья была самой-самой главной и "наш" представитель жил и главенствовал в храме. Поэтому исполнение всех положенных ритуалов производилось с особой тщательностью и важностью.
Жена того мужчины, что селится в храме, тоже играет важную роль. (в центре)
Вместе с остальными женщинами семьи она еще днём облачается в особое праздничное сари и относит подношение для вечерней службы в храм, освящает его и возвращается обратно.
Вечерняя служба и сам процесс посещения храма - гвоздь программы этого дня. Но об этом чуть позже.
Младшие женщины выражают уважение старшим, касаясь сначала их ступней, а затем своего лба. Это общая традиция для всех индийцев, независимо от пола и происхождения.
Когда я наконец проснулась и немного пришла в себя, оказалось, что мы собираемся идти в храм-на-горе.
Вообще планировалось, что мы пойдем туда втроем с Санни, но в ходе обсуждений к нам присоединились еще три девушки - племянницы жены Санни и его дочка Чави.
По дороге девчонки поначалу только хихикали и болтали на своем языке, периодически бросая на нас заинтересованные взгляды. Но скоро одна из них, по-видимому, набралась смелости и попросила разрешения с нами сфотографироваться. Мы были совершенно не против, так что вскоре мы сначала перефотографировались со всеми по очереди и все вместе, а через пять минут уже вовсю болтали с Роной - той, которая подошла первой.
Она оказалась очень общительной и интересной девушкой и стала моим проводником во все непонятности индийских традиций на весь оставшийся день. Практически все, что впоследствии узнала про праздник, обычаи и суть всего происходящего, я узнала от нее.
Роне 16 лет и она учится в старших классах школы по специализации "Естественные науки"(много позже она показала мне свой учебник биологии и я была очень удивлена уровнем их школьной подготовки - материал там был на уровне медицинского вуза или хотя бы колледжа, но никак не школы). Роне нравится учить английский язык (который, к моему стыду был временами лучше моего), поэтому она с энтузиазмом переводила мне все, что говорили ее сестры, чтобы мы могли хоть как-то общаться.
Тем временем мы стали подниматься на гору.
В нескольких местах я стала замечать вот такие странные конструкции и спросила, что это может быть.
Оказалось, что это домики, которые строят идущие в храм люди. Здесь существует поверье - какой дом ты тут себе построишь, такой однажды будет у тебя и в жизни.
Ну, правда это или нет, а я, отворачиваясь от хихикающих на пару Санни и Сёмки, возвела себе одноэтажную лачужку, чтоб хоть что-то да было. На всякий случай.;)
После этого, зайдя за очередной поворот, я поняла, что сильно поскромничала. Большинство каменных домов напоминали не просто коттеджи, а многоэтажные виллы с гаражом и пристройками для слуг.
Поистине, тяга человека к материальному неистребима. ;) Даже на пороге храма.
На вершине оказалось небольшое украшенное святилище с двуми юными служителями. На входе можно купить кокосы и цветы и поднести их к изображению божества.
Вместе с молитвой, завязыванием цветной нитки на руке и ритуалом нанесения красной точки посредине лба священнослужителем этот процесс называется пуджей.
Обратный путь был во много раз легче и веселее.
Встретили мальчика со змеей (я так и не поняла, чего он ею хотел добиться) и религиозно-познавательный аттракцион "Животные мутации".
Это когда какой-то очень предприимчивый дяденька находит где-то корову с атавистической короткой пятой ногой, торчащей из спины или в районе хвоста, обмазывает несчастную животину красными красками и ставит на красную простыню. Корова, как известно, животное священное, поэтому подобные зрелища вызывают в некоторых индийцах благоговейные трепет, у некоторых- любопытство и интерес, сподвигающий на срочную выдачу наличности "фокуснику".
К счастью, наш Санни оказался тем еще скептиком, поэтому мы непочтительно посмеялись над важным дядькой-владельцом коровы, и пошли дальше.
Уже совсем на выходе обнаружили знакомую конструкцию для получения сока из тростника - очень популярный в Индии напиток, который часто готовят вдоль дорог и на рынках. И под одобрительные взгляды наконец-таки решились его попробовать.
Напиток, к сожалению, нас не особо впечатлил - солоноватый не ярко выраженный травяной вкус, я так свой вообще не допила. Но остальные вроде как даже наслаждались, особенно Чави.=)
Меня гораздо больше всегда интересовал процесс приготовления.
За всеми этими событиями прошла еще пара часов, так что когда мы вернулись домой самое время было начинать собираться для вечерних праздненств.
Семка облачился в купленные заранее белые одежды за две минуты и уселся скучать на стуле посреди двора.
Чуть позже они вместе с Санни и другими мужчинами ушли в храм, чтобы заранее по дороге докупить все необходимые подношения.
А я осталась под опекой женщин семейства всех возрастов - от пожилой Мамы жены Санни (и всех ее сестер и братьев, соответственно) до маленькой Чави. Меня решили собрать в первую очередь, видимо, чтобы потом не отвлекаться. И началось!
Английский среди всех знала только Рона и немного Чави. Но все без исключения ооочень хотели меня собрать по всем правилам и сделать очень-очень красивой индианкой. Поэтому следующие полчаса пронеслись в лихорадочном заматывании меня в сари,припудривании, накрашивании и украшении.
Десяток рук одновременно хотел меня преобразить. Одна принесла свои браслеты и с нежностью в глазах стала протискивать сквозь них мои неуклюжие руки, вторая, объясняясь жестами, стала пытаться подвести мне глаз, третья рисовала положенные красные точки и тире на моем лице, четвертая принесла свое колье и одев его нам меня, очень захотела узнать мое мнение. В довершение всего Чави влепила красную бархатную точку мне промеж бровей (бинди), Арчана (жена Санни) расчесала мне волосы, а Рона надушила меня своими духами.
В таком виде меня выпихнули на свет божий во двор и, не теряя разгона, стали со мной фотографироваться. Все по очереди и по нескольку раз. Тут пришли соседки, уже одетые для похода в храм, и "наши" стали наперебой меня им показывать, крутить-вертеть в разные стороны и вообще всячески ликовать от моей, теперь совсем уж индийской, красоты.
С Мамой семейства
С женой Санни - Арчаной
Минут через десять все, удовлетворенно кивая на меня как дело рук своих, удалились в общую комнату для того, чтобы собраться самим. Меня сначала посадили сидеть смирно на стуле, дабы не испортить красоту, но скоро стали звать в качестве фотографа по мере готовности моделей. Все это было похоже на какаую-то карусель - все фотографировались со всеми, в разных сочетаниях, втроем, вчетвером и по одному.
Удивительно, но факт - в жизни все эти женщины очень жизнерадостные и веселые, мы вместе смеялись и улыбались ровно до тех пор, как я наводила объектив фотоаппарата. Тут же все улыбки спадают и лица приобретают оттенок если не вселенской скорби, то уж точно паспортной серьезности.
Почему они так делают и кто их научил - не известно, но грустно. Потому что улыбаться так, что мир становится светлее, индианки умеют!
И вот время пришло. Все булавки на сари застегнуты, все бинди наклеены, все имеющиеся браслеты красуются на руках. "Главная" женщина (жена того-кто-живет-в-храме, по совместительству, как выяснилось, и мама Роны) устанавливает себе на голову поднос с подношением, женщины выстраиваются в цепочку и мы выходим за ворота.
"Быстрее, быстрее, нас не должны обогнать!" - шепчет Рона и пихает меня в бок, чтобы я пошевеливалась.
Я, немножко в шоке, спрашиваю - кто именно нас может обогнать и что вообще случилось. Высняется, что сейчас, в этот самый момент, пока мы идем, происходит соревнование между женщинами всех семейств брахманов это деревни. Все одновременно выходят из своих ворот и направляются к храму колоннами. Кто первый дойдет до храма - тот выиграл. то семейство, которое выиграет в этом соревновании, будет получать бОльшую часть денег, собранных посредством пожертвований, в качестве зарплаты для Того-Кто-Сидит-В-Храме и поддержки семьи в целом. Вот такая система.
До храма мы обшими усилиями доходим первыми и у "наших" вырываются негромкие ликующие возгласы. "Мы выиграли, мы выиграли!" - шепчем мы с Роно друг другу возбужденно. Я радуюсь вместе со всеми - все-таки "наши победили";)
Внутри храма уже толпы нарядно одетых людей, кучкующихся со "своими". Для каждой из семей брахманов здесь выделены специальные комнаты, в которых живут их представители, когда наступает их черед. Мы заходим "в свою" и рассаживаемся на полу.
Мужчины по-прежнему бродят где-то отдельно, а я мечтаю увидеть Сёмку.
Когда все немного успокаивается, мы вылезаем наружу и натыкаемся на Санни. Он восхищенно подмигивает, оглядывая мой наряд и ведет меня к мужу. Муж-красавец, смуглый брюнет с красным шарфом на шее и красной точкой на лбу совершенно смешивается с толпой таких же индийских мужчин, так что опознать его удается не сразу.
Счастливая встреча индийских влюбленных, фото на память.
Рона с гордостью шепчет, указывая на этого дяденьку в очках - "Это мой папа, это он живет в храме в этом году от нашей семьи". Дяденька суров и сосредоточен, на знакомства пока не отвлекается. Самое важное- впереди.
В какой-то момент нас начинают пропихивать в самую гущу народа, куда-то поближе к "алтарю". Давка московского метро в сочетании с ароматами индийских благовоний и осыпанием цветами.
Голова кругом, силы удерживать себя на ногах заканчиваются, в довершение всего какой-то мальчишка начинает торжественно разбрызгивать освежитель воздуха прямо над нами - и мы сдаемся.
Выползая из толпы к родному Санни, вопрошаем - "Зачем?!". Оказалось, что у нас была возможность получить особое благославление в качестве недавно поженившейся пары, если бы нам удалось пропихнуться ближе к служителям. Мы вздыхаем, но возвращаться к толпе не торопимся. "Ну, может, в следующий раз".
Другие мужчины, служащие в храме от своих семей. Все они проносят прасад (освященные подношения - сладкий рис и сухофрукты) по храму, чтобы потом раздать его на улице.
В какой-то момент мы срываемся вместе со всеми и быстро идем в определенное место, где усаживаемся на полу и опускаем головы. Совсем рядом проходит один из специальных служителей и проносит особую чашу с зажженным фитилем внутри. Таким образом нам всем раздается благословление.
С Роной и Моникой
После этого мы возвращаемся в комнату (женщины, кстати, оттуда так и не выходили) и угощаемся частью прасада. Теперь можно возвращаться домой.
Во дворе женщины рассаживаются в круг на покрывале и поют особые, очень мелодичные, песни, напоминающие колыбельные. Так они просят у богини Лакшми благословления для своей семьи.
Когда возвращаются остальные, все усаживаются ужинать. Женщины готовят по очереди прямо во время ужина свежие чапати (лепешки из муки, используются вместо хлеба) для остальных и подносят воду.
Наш визит постепенно подходит к концу и начинаются долгие прощания. Все мы очень сдружились за этот день и оттого прощаться особенно грустно.
Мама Арчаны выносит все новые и новые подарки для меня и Семки и уже совсем по-родному обнимает. Мы сердечно благодарим всех за гостеприимство и теплый прием, твердо намереваясь вскоре вернуться, чтобы тоже подарить что-нибудь и привезти фотографии.
С огромной благодарностью и теплом к этой семье, мы, наконец, отправляемся в обратный путь.
Стать подписчиком
Получайте наши новые посты прямо на почту. Обещаем не спамить!