Довольно сложно сегодня найти человека, который бы никогда не слышал о Тадж-Махале и не видел бы его на фотографиях или по телевизору. Еще бы – одно из семи чудес света, памятник любви, именно он возникает первым в виде ассоциации на слово «Индия». 

«Как так, вы были в Индии и не видели Тадж-Махал!», - удивлялись все, кто встречался с нами после прошлого путешествия. В этом году мы решили исправить это досадное недоразумение и посмотреть своими глазами на творение 22000 мастеров со всей Индии, Персии, Ближнего и Среднего Востока.

Стоит сразу отметить, что Тадж-Махал, вопреки представлениям многих людей (и нас в том числе), находится вовсе не в Дели, а в небольшом городке недалеко от столицы – в Агре.

Так что из Дхарамсалы нам пришлось проделать довольно длительное путешествие до «жемчужины Индии» - ночным автобусом до Дели, а оттуда еще пять с половиной часов до Агры. На самом деле маршрут «Дели- Агра» можно одолеть  гораздо быстрее- например, на поезде (около 2,5 часов) или такси (3-4 часа, судя по отзывам на форумах), но нам почему-то приспичило выбрать дряхлый автобус, полный семейных индусов, тоже отправившихся на осмотр главной достопримечательности страны. Как так получилось, до сих пор доподлинно не известно, но поездка на кряхтящем тарантасе с пробками на выезде из Дели и на въезде в  Агру,  а также непрекращающимся гомоном 45 индийцев и их детей была незабываема.

Из-за звуковой схожести слов «Агра» и «Аграба» я в полной уверенности представляла себе место назначения как почти что сказочный город , сильно похожий на место жительства принцессы Жасмин, Джинна и Алладина из одноименного диснеевского мультфильма. На деле Агра оказалась грязным, шумным, некрасивым городом, в который, наверное, вряд ли бы приехал хоть один турист, не будь там Тадж-Махала.

Из списка рекомендованных Lonely Planet гостиниц был выбран «Hotel Sheela», обозначенный как «Top Chois». Находится он буквально в двух шагах от восточных ворот Тадж-Махала.

Комнатки маленькие, но чистые, цена – от 400 до 800 (в зависимости от наличия кондиционера, как обычно). Наша стоила 600.

Территория очень облагорожена – сад, качельки, ресторанчик. В условиях не шибко симпатичных и уютных улиц Агры все это представляется настоящим оазисом чистоты и спокойствия.

Осмотр достопримечательностей был назначен на утро, раннее и беспощадное по нашим меркам – 7 утра. Такие жертвы были обусловлены большим моим желанием увидеть Тадж в рассветных лучах солнца, когда он должен быть особенно прекрасен.

Прибыв к восточным воротам в 7-30, мы с искренним удивлением узнали, что такая гениальная мысль пришла в голову не только нам.

Встав в конец этой многометровой очереди и простояв минут эдак десять, мы сообразили, что билетов у нас на руках почему-то нет. Семка, отправившись на разведку и выяснив, что билетные кассы расположены  только у южных ворот, спешно прыгнул на тук-тук и отбыл в указанном направлении.  Вернувшись через 10 минут,  он бесцеремонно выдернул меня из все увеличивающейся очереди, и уже на ходу рассказал мне о своем  поразительном открытии. Оказывается, вся толпа собирается именно здесь, у восточных ворот, по причине скопления в округе гостиниц, в то время как у южных ворот очереди нет совсем. То есть все объясняется как всегда просто – народу просто лень куда-то идти, гораздо проще постоять полчаса в очереди, попивая кофеек и обсуждая последние новости.

В общем, последние шаги до ворот – и мы у цели.

Тадж-Маха́л

«Тадж-Маха́л (хинди ताज महल, англ. TajMahal) — мавзолей-мечеть, находящийся в Агре, Индия, на берегу реки Ямуна  архитекторы, вероятно, Устад-Иса и др.). Построен по приказу потомка Тамерлана — императора Великих Моголов  Шаха-Джахана в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах (позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан).

Тадж-Махал (также «Тадж») считается лучшим примером архитектуры стиля моголов, который сочетает в себе элементы персидского, индийского и исламского архитектурных стилей. В 1983 году Тадж-Махал был назван объектом Всемирного наследия Юнеско: «жемчужиной мусульманского искусства в Индии, одним из общепризнанных шедевров наследия, которым восхищаются во всём мире».

Несмотря на то, что белый мраморный купол мавзолея является наиболее известным компонентом, Тадж-Махал — это структурно интегрированный комплекс. Здание начали строить примерно в 1632 году и завершили в 1653 году, работали 20 тысяч ремесленников и мастеров. Руководство строительством Тадж-Махала было возложено на Совет архитекторов под имперским контролем, включая Дешенов-Ану, Макрамат Хана и Устад Ахмад Лахаури. Главным автором проекта обычно считают Лахаури. По другой версии, наиболее популярной среди гидов Тадж Махала, одним из главных архитекторов был турок Иса Мухаммед Эфенди.

Внутри мавзолея расположены две гробницы — шаха и его жены. На самом деле, место их захоронения находится ниже — строго под гробницами, под землей. Время строительства относится примерно к 1630—1652 годам. Тадж-Махал представляет собой пятикупольное сооружение высотой 74 м на платформе, с 4 минаретами по углам (они слегка наклонены в сторону от усыпальницы для того, чтобы в случае разрушения не повредить её), к которому примыкает сад с фонтанами и бассейном.

Стены выложены из полированного полупрозрачного мрамора (привозившегося на строительство за 300 км) с инкрустацией из самоцветов. Были использованы бирюза, агат, малахит, сердолик и др. Мрамор имеет такую особенность, что при ярком дневном свете он выглядит белым, на заре розовым, а в лунную ночь — серебристым.

С левой стороны от усыпальницы находится мечеть из красного песчаника. Справа точная копия мечети. Весь комплекс имеет осевую симметрию. Усыпальница имеет центральную симметрию относительно гробницы Мумтаз-Махал. Нарушает эту симметрию лишь гробница Шах-Джахана, которую там соорудили после его смерти» (Википедия)

Ворота с трех сторон абсолютно одинаковые, с северной стороны Тадж-Махал закрывает река.

В общем, что тут сказать – сооружение впечатляющее. Описывать тут, в общем-то нечего, смотрим фотографии.

Все гиды и путеводители твердят о необходимости приглядываться к украшениям стен  - тончайшей инкрустации разноцветными камнями. Издали, кажется, что это просто роспись, но рассмотрев поближе, действительно поражаешься изящностью и объемами проделанной мастерами работы.

Нам таки не повезло с погодой и воображаемых мной «рассветных лучей, озаряющих Тадж-Махал»  мы так и не дождались. Часам к 8 вообще все затянуло то ли туманом, то ли смогом, а потом и вовсе пролился мелкий дождик. Но красоты от этого мемориал не потерял.

Внутри мавзолея фотографировать, к сожалению, строго запрещено.К сожалению и к счастью одновременно. Немного лирики.

Прекрасные гробницы возлюбленных, внутреннее убранство усыпальницы, потрясающая симметрия и выверенность всех элементов усыпальницы  – от кружевного светильника над  гробницей Мумтаз до специальных прорезей в стенах (чтобы свет концентрировался ровно в центре) – все это действительно стоит того, чтобы увидеть своими глазами.  

С другой стороны, после того, как я зашла внутрь, все мое восприятие этого места кардинально изменилось. Ведь все это было задумано как память о человеке, о любимом и дорогом человеке. И вся продуманность и изящество строения и убранства просто дышит этой любовью и последней заботой одного человека  к другому. И толпы туристов с фотоаппаратами, галдящих, жующих, суетливых и не внимательных ощущаются тут как совершенно неуместные.  Понятно, что посещение Тадж-Махала миллионами туристов ежегодно – значительный доход для государства, да и людям, лежащим глубоко под землей там, наверное, уже все равно. Но почему-то мне очень хотелось, чтобы хотя бы внутри помещения туристами выказывалось чуточку больше уважения и трепета к судьбам людей, для которых это место стало последним пристанищем.  

После Тадж-Махала у нас оставалось еще достаточно времени, чтобы посетить вторую примечательность города – Крепость Агры (Agra Fort).

Красный форт

«Красный форт (хинди आगरा का किला, урду آگرہ قلعہ) — крепостное сооружение в индийском городе Агра, служившее в эпоху империи Великих Моголов  резиденцией правителей. Расположен над рекой Ямуна всего в 2,5 км от Тадж-Махала. Вместе с ним Красный форт в 1983 году был внесён в список Всемирного наследия Юнеско. Часть ареала Красного форта сегодня используется в военных целях и недоступна для посетителей.

Строительство форта началось в 1565 году по инициативе Акбара Великого, который перенёс столицу из Дели в Агру. Уже в 1575 7году форт был полностью обнесён стеной. Преемники Акбара Великого, прежде всего, Шах Джахан, расширили форт в начале XVII века. В то время как при Акбаре отдавалось предпочтение красному песчанику с элементами мрамора, при Шах-Джахане в качестве строительного материала употреблялся белый мрамор с узорами из золота и драгоценных камней.

В 1648 году столица была перенесена обратно в Дели, в связи с чем Красный форт у тратил своё значение. После захвата власти в 1658,  Аурангзеб содержал своего отца Шах-Джахана в Красном форте под домашним арестом, где тот и умерв 1666 году. В 1803 году форт был захвачен британскими  войсками.

Весь комплекс имеет форму полумесяца и обнесён стеной, высота которой составляет 21 метр, а периметр насчитывает 2,4 км. Стена, как и большинство находящихся в Красном форте сооружений, построена из красного песчаника, который и дал форту его название. Двое главных ворот, Делийские и Лахорские  ворота, образуют вход в Красный форт. Внутри находятся представительные дворцы, несколько мечетей  и сады. Архитектурный стиль гармоничным образом сочетает элементы исламского и индуистского зодчества» (Википедия)

Территория крепости довольно обширна, так что досконально осмотреть за один раз, по-моему, не возможно. Тем более, что функционально и архитектурно осмотренный нами Красный Форт в Дели и этот Красный Форт в Агре довольно схожи.

По этой причине мы не углублялись здесь в предназначение того или иного зала, а просто бродили по разным ходам-переходам, разглядывали старинные каменные кладки и узоры, заглядывали в разные уголки и дверцы и вообще прекрасно проводили время.

Если сравнивать эти два Форта (а сравнение тут само собой напрашивалось), то можно сказать, что Форт в Дели за счет мрамора и большей утонченности отделки, конечно, выглядит «красивее», зато Форт в Агре во много раз интереснее.

 Он потрепанный, местами грубоватый и обветшалый, хмурый и временами мрачный, но в нем чувствуется История. Буквально кожей ощущаешь, что здесь происходили  важные, а зачастую и роковые события, вершились судьбы, люди рождались и умирали. И это притягивает.

В одном из углов- закоулков была обнаружена решетчатая дверца, из-за которой раздавались странные звуки. Заинтригованные, мы подошли ближе и обнаружили там целую популяцию маленьких, симпатичных, очаровательных летучих мышек.

Так близко рассмотреть этих милых созданий у меня еще не было возможности, поэтому следующие минут 15 я завороженно следила, как они по очереди вытягивают и разминают затекшие крошечные лапки, чешут ими за своими микроскопическими ушками, общаются и переговариваются.  Зрелище просто умилительное, я вам скажу.=)

 Еще мы нашли вот такой таинственный колодец. Предположили, что это было что-то вроде тюрьмы или КПЗ.

Вообще бродить там можно долго.Обстановка навевает разные философские мысли, особенно если сидеть, глядя на ров, где когда-то водились крокодилы.

Но у нас по плану был переезд в Джайпур. Поэтому, попрощавшись со всей встреченной по пути живностью и собрав рюкзаки, мы отправились в путь.

Агра: романтичный Тадж-Махал и старинный Форт
Поделиться