Священный город Амритсар и переезд в Дхарамсалу

Священный город Амритсар и переезд в Дхарамсалу

Немного поразмыслив, мы решили для начала направить свои неугомонные стопы на север Индии, начав с поездки в священный город сикхов – Амритсар.

Справка:

«Сикхи́зм (от в-пандж. ਸਿੱਖੀ, «сикхӣ», «последователь, ученик») — религия, основанная в Пенджабе, в северо-западной части Индийского субконтинента гуру (духовным учителем) Нанаком (1469-1539).

Приверженцев сикхизма насчитывается более 22 миллионов по всему миру. К 1991 году сикхский пантх (религиозная община) насчитывал около 16,2 млн человек, 14 млн из которых жили в индийских штатах Пенджаб и Харьяна. Это восьмая по величине религия в мире.

Сикхизм — самостоятельная религия, возникшая в среде индуизма и ислама, но не похожая на другие религии и не признающая преемственности.

Сикхи верят в Единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца. Его настоящее имя никому не известно.

Форма поклонения Богу в сикхизме — медитация. Никакие другие божества, демоны, духи, согласно религии сикхов, не достойны поклонения.

Вопрос о том, что будет с человеком после смерти, сикхи рассматривают следующим образом. Они считают «неправильными» все представления о рае и аде, воздаянии и грехах, карме и новых перерождениях. Учение о воздаянии в будущей жизни, требования покаяния, очищения от грехов, поста, целомудрия и «благих дел» — всё это, с точки зрения сикхизма, попытка одних смертных манипулировать другими. Посты и обеты не имеют значения. После смерти душа человека не переходит никуда — просто растворяется в Природе и возвращается к Творцу. Но не исчезает, а сохраняется, как всё сущее.

Сикхи проповедуют любовь и братские отношения ко всем людям на Земле независимо от происхождения.

Что следует делать правоверным сикхам? В первую очередь — быть хорошими людьми. Искать и проявлять в себе данное Богом — Веру и Любовь, быть свободным в своей воле и уважать свободу других. Никто не принуждает ни к совершению добрых дел ради каких-то выгод в этой или следующей жизни (никто не учитывает специально «добрые дела»), ни к пожертвованиям, ни к сложным ритуалам, ни к накоплению знаний, ни к целомудрию, ни к покаянию. Искренние и добрые деяния возникают сами по себе как естественное существование, даруемое Богом, которого можно открыть внутри себя. Человек свободен в своей воле. Бог создал Природу с её законами — можно сознательно следовать или не следовать им. Как рыба, которая может плыть по течению, а может плыть и против течения. Иногда даже рыбе требуется преодолевать огромные расстояния против течения, чтобы отложить икру в верховьях рек. Но рыба не может выйти из реки. Так же и мы не можем выйти за пределы воли Божьей, обладая своей собственной волей. Течение показывает природные законы, созданные Богом, а взаимодействие с ними — это уже дело собственной воли человека. Злодеяния, скупость, ненависть, жадность — это противоестественно и невыгодно, действуя так, человек встречает сопротивление Природы. Любовь следует проявлять в любом повседневном деянии, включая самые простые и обыденные вещи — и в этом выражается природа Бога. Сикхи всегда живут в оптимизме, радости и надежде.

Все люди одинаковы — у всех по две руки, две ноги, два глаза… Натура людей одна и та же, независимо от их происхождения, религии, касты или духовного уровня развития. Поэтому сикхи почитают всех людей как своих братьев. Сикхи не признают кастовой системы, «уровней сознания» и «уровней спасения». В каждом человеке есть Бог и есть возможности духовного роста и развития.»

Привожу такое подробное описание, потому что сама до определенного момента не имела представления о сути этого учения. Но прочтя немного больше о сикхизме, а потом, увидев своими глазами сикхов, прониклась к ним большим уважением и симпатией.

 Билеты на автобус до Амритсара были куплены через сайт makemytrip.com, особых затруднений это не вызвало. Система охотно принимает к оплате российские пластиковые карты.

Путь из Дели в Амритсар занимает порядка 10 часов, автобус прибыл около 5 часов вечера по местному времени.  Чтобы не носится с высунутым языком впотьмах в поисках дешевого геста, мы заранее забронировали комнату на booking.com в «Hotel Sita Niwas near Golden Temple» за 650 индийских рупий.

Комната оказалась, как и предупреждали в Lonely Planet, сильно смахивающей на обувную коробку. То есть маленькой, темной и без окон. Но для одной-двух ночевок вполне себе подходящей. Правда, без горячей воды. Но это все детали.

Наутро мы двинули осматривать главную достопримечательность Амритсара – Golden Temple.

Справка:

«Хармандир-Сахиб (Дарбарасахиб или Золотой Храм) — гурдвара (центральный храм) сикхской религии в городе Амритсар (Пенджаб, Индия)

В 1577 году 4-й гуру сикхов Гуру Рам Дас выкопал водоём, который стал известен как Амритсар («источник нектара бессмертия»). Этим именем был назван и выросший вокруг город. В центре водоёма расположена гурдвара, верхние ярусы которой покрыты золотом, откуда второе название комплекса — «Золотой храм».

В декабре 1588 года великий суфий из Лахора, Хазрат Миян Мир, близкий друг Гуру Арджан Дэва заложил первый камень храма. Строительство Золотого храма было окончено в 1604 году. В этом храме с 1604 года хранится оригинал «Ади Грантх», составленный Гуру Арджан Дэвом. Чтобы попасть в Главную часть Храма, стоящего посреди священного пруда, предстоит пройти по узкому мраморному мосту. Он символизирует путь, отделяющий праведников от грешников. Храм Хармандир-Сахиб открыт весь день, закрывается только на ночь с 23:00 до 03:00.

В 1891 году Золотой храм с визитом посетил будущий царь Николай II. В 1984 году во время военной операции индийской армии против сикхских боевиков, засевших в храме, погибло 492 мирных жителя, а сам храм сильно пострадал (правда, вскоре был отреставрирован). В отместку за эту операцию сикхскими экстремистами в том же году была убита премьер-министр Индира Ганди».

На территорию Храма пускают всех, независимо от вероисповедания, пола и происхождения. Единственное условие – проявлять уважение к сикхской святыне, для чего необходимо у входа разуться, омыть ноги в специальном мини-бассейне и покрыть голову платком (выдаются при входе).

Эмоции от посещения Хармандир-Сахиба самые благогостные. Атмосфера чистоты, духовной и физической, дружелюбия, гармонии и даже какого-то душевного подъема.

Золотой Храм красиво переливается на солнце и отражается в воде.

Верующие почтительно молятся и совершают ритуальные омовения.

В воде плавают разноцветные карпы, уже, по-видимому, прирученные посетителями. Каждый раз, когда к воде подходит человек, они выглядывают из воды и как будто пытаются что-то сказать.

К туристам верующие очень дружелюбны, некоторые сами подходят и просят их сфотографировать, вот как эти ребята.

Внутрь самого храма идет непрекращающийся поток посетителей, очередь продвигается медленно.

Нам стало неловко заходить в святая святых, поэтому мы просто прошлись по кругу и  посидели на ступеньках бассейна.

После посещения Храма и короткого завтрака мы решили больше в Амритсаре не задерживаться и, захватив свои вещи из геста, выдвинулись на автобусную станцию.

Еще немного улиц Амритсара

Милейших сикхов в чалмах

угрюмых индийских женщин

одной усталой лошадки

и соблазнительных плодов папайи

Ехать было решено в Дхарамсалу, поселок Маклеод Гандж. Это преддверие Гималаев, место жительства и работы тибетского правительства в изгнании и Его Святейшества Далай-Ламы XIV.

Прямого автобусного маршрута туда не существует, так что добираться пришлось с пересадками.

Из Амритсара до города Патханкот – 3 часа

10 минут передышки

И еще 3 часа до автобусной станции Дхарамсалы, последние час - полтора по горной местности с прекрасными видами.

Пересаживаемся на громоздкий и очень неуместный в условиях узких дорог туристический автобус и едем еще полчаса до Маклеод Ганджа.

На крутых поворотах узкой дороги автобус заносило так, что я закрывала глаза и отворачивалась от окна, уверенная в том, что мы неминуемо должны упасть в пропасть. =) Но водители тут свое дело знают, так что доехали мы без каких-либо проблем, даже когда навстречу попадался такой же гигант транспортной мысли и они едва не задевали друг друга зеркалами.

И вот мы и у цели.

От увиденного вид захватило так, что мы простояли на том же месте еще минут 5, пока упрямый индус не растолкал нас, зовя в свой гестхаус.

Нам очень хотелось номер с балконом и видом на долину, а шататься в темноте не хотелось совсем. И мы пошли с нашим зазывалой до его гостиницы, попутно поражаясь, как тут все похоже и одновременно не похоже на наш любимый Арамболь.  Те же лавочки с сувенирками, шалями, кожаными сумками, те же шатающиеся туристы с рюкзаками и повсеместные кафешки. Но! Тут же множество буддийских монахов в темно-бордовых одеяниях, буддийская символика, храм прямо на нашем пути, изображения ЕС Далай-Ламы, и повсюду видны Горы! Непередаваемая атмосфера.

Номер оказался очень и очень симпатичным, с балконом и тем-самым-видом, горячей водой и wi-fi. К тому же всего 700 рупий (около 400 рублей). Это уже потом, почитав форумы, мы выяснили, что средняя цена за комнату с подобными удобствами не больше 300-400 рупий. А на тот момент нам показалось это очень удачным вариантом и мы остались.

А в награду утром нас ждал вот такой рассветный вид с балкона.

Стать подписчиком

Получайте наши новые посты прямо на почту. Обещаем не спамить!

Подпишитесь

на Наши Новые Посты