Джайпур за один день и переезд в Пушкар

Джайпур за один день и переезд в Пушкар

Покинув Агру, а вместе с ней и штат Уттар-Прадеш, где-то на середине пути мы пересекли границу и въехали в другой штат – Раджастан, столицей которой является Джайпур.

В Джайпур мы въезжали уже в сумерках, не имея особого представления о том, где мы будем ночевать.  Автобус зачем-то стал колесить по городу, а мы – играть в игру под названием «Угадай, где мы едем и куда, в конце концов, приедем». Я вооружилась Lonely Planet с картой размером 5 на 10 см, а Семка встроенным в телефон GPS-навигатором. Через полчаса блужданий ясности не прибавилось, игра нам окончательно надоела и мы стали просто глядеть в окно. Этот факт и определил нашу дальнейшую судьбу. А произошло вот что.

  • На перекрестке уже почти возле самого автовокзала мы останавливаемся, и я скучающе выглядываю на дорогу из своего окошка, привычно окидывая взглядом спешащих в разные стороны людей.
  • В какой-то момент ловлю на себе внимательный взгляд немного пучеглазого индийца средних лет. Разглядывание друг друга длится буквально несколько секунд, потому что автобус, наконец,  двигается вперед.
  • Я отворачиваюсь от окна и вижу, что индиец не просто не идет себе дальше мимо, а почти профессионально берет разбег и срывается с места в ту же сторону, что и мы.
  • Таким макаром он бежит, почти не отставая от нас, еще пару-тройку минут до остановки автобуса на станции, не спуская глаз с наших удивленных и подхихикивающих физиономий. Версия о внезапной влюбленности отметается как маловероятная, поэтому нам остается только восхищаться волей индийца к победе, то есть к уже явно замаячившему в его голове неожиданному заработку.
  • Выходя из автобуса, мы попадаем прямиком в его радушные объятия. И уж тут начинается «прием дорогого гостя» по всем правилам индийского гостеприимства. Давайте  вас отвезу, давайте я вам покажу, давайте я вещи донесу и т.п. и т.д. Скажу сразу – мы согласились. И на «отвезу», и на «покажу». Причин было несколько – и то, что на улице стремительно темнело, и то, что гест мы так толком и выбрали. Но решающим фактором стал, конечно, показательный бег с препятствиями. Просто невозможно было не вознаградить его за такие усилия.

Так, мы загрузились в тук-тук и поехали выбирать себе ночлег. Но то ли Джайпур как-то особенно не любит бюджетных туристов, то ли наш бегун специально выбирал места пострашнее, но каждый следующий гест, который мы смотрели, был хуже предыдущего. В конце концов, не выдержав душераздирающего рычания наших голодных животов, мы остановились на последнем осмотренном гесте и стали заселяться.

Бегун, очевидно, страдал не зря, и планы у него были далеко идущие.  Не торопясь брать оплату, он стал уговаривать нас на экскурсию по городу завтра. «Отвезу-привезу-все покажу-везде проведу- а то клиентов нет совсем- кушать нечего». А глаза жалобные-жалобные. Ну как отказаться? Да и со своим водителем оно быстрее будет, - решили мы и согласились.

Обстановка в гесте была, прямо скажем, не веселая. Уже разбирая вещи, мы стали замечать облезлые стены, пыльные бордовые портьеры, недвусмысленно намекающие на бывшее или настоящее предназначение комнат, грязное постельное белье и какие-то просто дубовые полотенца. Уже за ужином в ближайшей пиццерии мы, наконец, сообразили почитать отзывы об этом месте. Лучше бы мы этого не делали, потому что ни одного мало-мальски доброжелательного отзыва там не нашлось. А нашлись там предупреждения о постельных клопах, так что возвращаться нам решительно расхотелось. Но на дворе тем временем окончательно стемнело, так что выбора не было – пришлось плестись обратно в комнату и бдительным взглядом исследовать матрац и подушки на наличие насекомых, а стены и уголки на наличие тараканов.  После всех предупредительных процедур мы, наконец, смогли уснуть.

Поутру к оговоренному времени прибыла наша карета, и мы отправились осматривать улицы розового города.

Справка

Джайпур (хинди जयपुर, англ.Jaipur) — город в штат Раджастхан.

Джайпур, называемый «Розовым городом» из-за необычного розового цвета камня, использовавшегося в строительстве, был основан в 1727 году махараджей Савай Джай СингхомII (годы правления 1699—1744) в качестве новой столицы государства.

Джайпур — столица штата Раджастхана, родины группы воинских кланов (раджпуты), которые контролировали эту часть Индии на протяжении более 1000 лет. Проект молодого бенгальского архитектора Видхиадхара Бхаттачарья был разработан в соответствии с канонами древнеиндийской архитектуры, к которым относится и прямоугольное расположение кварталов. Весь Джайпур, окруженный стеной, охраняющей город от вражеских войск и диких зверей, разделен на девять прямоугольных секторов. Это был единственный в то время индийский город с прямоугольной планировкой.

Первым пунктом стал монумент в честь победы в борьбе за трон между двумя сыновьями основателя Джайпура Махараджи Свай Джай Сингха II. Победивший старший сын  - Свай Ишвари Сингх и возвел сие строение высотой около 42 метров. Сама по себе история для стороннего наблюдателя не слишком увлекательная, но прекрасный  вид на старый город однозначно сделал место притягательным.  Называется башня Исар-Лет или Сварга Сули.

Карабкаться было не то чтобы очень тяжело, но довольно утомительно. Узкий проход, вместо нормально лестницы – ребристый пол, по которому чудесно соскальзывают неприспособленные шлепанцы,  воздух  удушливый и остро пахнет мышами.

В общем, удовольствие не из приятных. Зато уж как дойдешь до самого верха – тут тебе и счастье!

Дальше наш проводник «кстати» вспомнил о том, что не пил еще сегодня чай и пригласил нас к себе в гости. Как оказалось, в гости не к себе, а к своему «painting guru», то бишь учителю рисования (вот уж совсем неожиданно!).

Мы взобрались на крышу одного из множества похожих городских зданий и стали ожидать его прихода, тем временем разглядывая многочисленных обезьян и белок.

Наконец пришел учитель, и повел нас к себе в мастерскую. После традиционного распития крохотных чашечек чая он стал показывать нам свои картины и работы своих учеников - небольшие рисунки на тему индуистских божеств, индийской культуры или просто «верблюд-слон-конь- символы Раджастана»  с детально прописанными мелкими штрихами. Тонкость работы и усердие живописцев нас впечатлила, а некоторые изображения очень даже понравились. Поэтому, когда в завершение показа было ожидаемо предложено приобрести понравившиеся картины, мы долго не сомневались. Очень может быть, что мы сильно переплатили, но почему-то это нас не расстроило.

Распрощавшись с учителем и его дочкой, мы, наконец, поехали осматривать главную достопримечательность Джайпура - королевский дворец. Точнее – одну из его частей, обитель его бесчисленного, судя по всему, гарема.

Справка

Хава-Махал («Дворец ветров») — пятиярусное гаремное крыло дворцового комплекса джайпурского махараджи Свай Пратап Сингха (правил в 1778— 1803), построенное из розового песчаника в форме венца Кришны не позднее 1799 года.

Фасад здания пронизан 953-мя крохотными оконными отверстиями, которые позволяли продувать внутренность в знойные дни. Отсюда название сооружения — «дворец ветров».
Хава-Махал — главная туристическая достопримечательность Джайпура и один из наиболее известных памятников раджпутской архитектуры.

Изображение фасада этого дворца – визитная карточка города, но по странной случайности именно его мы и не увидели, так как заходили сразу со двора. Но для общего ознакомления привожу фото с просторов интернета.

Чтобы не блуждать, как обычно, в потемках, на этот раз мы решили воспользоваться услугами местного гида.

Он вознамерился отработать свои деньги по полной программе, так что стал не только рассказывать о предназначении тех или иных комнат, но и настойчиво предлагать сфотографироваться в конкретных местах, проверенных уже тысячей туристов.

Дворец ветров со двора

Множество решетчатых окошек, как оказалось, было предназначено не только и не столько для вентиляции, сколько для того, чтобы женщины гарема могли наблюдать за уличными гуляниями и празднествами оставаясь незамеченными для посторонних взглядов.

Уже опробованная нами система ребристых подъемов. Как объясняет гид – «массаж для женских ног, очень полезно!».

Живописные витражные окна. Весьма позитивно и празднично, поднимают настроение.

Вот так бедные женщины и подглядывали за привольной жизнью простых людей. Обзор невелик, женщинам можно только посочувствовать.

К Джайпуру мы как-то совсем не подготовились, знания о достопримечательностях must see были минимальные, поэтому мы в какой-то момент совсем расслабились и позволили нашему провожатому составлять для нас программу по своему усмотрению.

Поэтому следующей точкой нашего путешествия по Джайпуру стал не шибко известный (во всяком случае, точно не из первых, приходящих на ум) мемориальный комплекс правителей города, по совместительству – царская площадка для кремации  -Гаитор.  Здесь были кремированы все правители Джайпура за всю его историю, кроме Саваи Ишвари Сингха.

Великолепные мраморные колонны, украшенные мифологическими изображениями, тишина и покой.

И, наконец, изюминка Джайпура – Джантар-Мантар, старинная обсерватория и гигантскими измерительными приборами.

Справка
Джанта́р-Манта́р — обсерватория, построенная в 1727—1734 гг. раджпутским махараджей Савай Джай Сингхом в основанном им незадолго до этого городе Джайпуре. Это самая большая и сохранная из пяти обсерваторий, построенных им в Индии. Инструменты для измерений отличались колоссальными габаритами. Так, солнечные часы Джантар-Мантара считаются самыми большими в мире (27 метров в поперечнике).

В 1948 г. обсерватория Джантар-Мантар объявлена национальным памятником, а в 2010 году — памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО (как «воплощение астрономических навыков и космологических представлений двора учёного монарха на исходе могольского периода»).

В точное предназначение каждого из экспонатов без специалиста или хотя бы просто гида-переводчика вникнуть было довольно проблематично, так что для интересующихся привожу фотографии объяснительных табличек некоторых объектов. Быть может, вам они помогут больше, чем мне. ;)

На этом наша небольшая экскурсия по Джайпуру плавно завершилась.

Настало время прощаться с нашим проводником по розовому городу.

Его, вероятно, уже поджидал «учитель рисования», чтобы по справедливости разделить заработанные на нас барыши, ну а нас – маленький городок под названием Пушкар. Потому что именно там живет наш старый друг и poi teacher, Санни. (фото  с прошлого года)

Прямых маршрутов до Пушкара не налажено, поэтому всем желающим попасть в маленькое поселение вокруг озера приходится делать пересадку в ближайшем «райцентре» - Аджмере.

От Джайпура до Аджмера автобус едет около 4 часов,  а оттуда до Пушкара уже совсем рукой подать.  Точнее -  перебраться через холмистый перевал, откуда весь Аджмер как на ладони.

Полчаса на кряхтящем и заваливающемся на бок автобусе  - и мы в Пушкаре. Попадаем аккурат на один из многочисленных индийских фестивалей – Дашеру. Она, как и большинство остальных праздников, символизирует победу добра над злом.

Наше знакомство с Пушкаром началось с заселения в гест и бурные поиски Санни на улицах города с диким желанием сделать приятный ему сюрприз. Однако то ли городок оказался больше, чем мы предполагали, то ли Санни ходил другими тропинками, но с ним мы так и не повстречались. Зато на нашем пути внезапно возник веселый дядя-священнослужитель, пожелавший поздравить нас с праздником и помочь произвести пуджу – небольшой ритуал поклонения добрым божествам этого дня. Для нас это было совсем в новинку, поэтому мы особо не возражали. Так мы и обзавелись первыми в истории нашего путешествия по Индии красно-белыми ниточками на руках и красными точками на лбу.  Первыми, но далеко не последними. Но об этом –  «в следующей серии».  ;)  

Стать подписчиком

Получайте наши новые посты прямо на почту. Обещаем не спамить!

Теги:

Подпишитесь

на Наши Новые Посты